Мосты

В эфире вновь радио «Таёжная жизнь», а в студии – Большой Палыч.
Сегодня на наших радиоволнах традиционная рубрика «Эх, дороги…».

Пользуясь случаем, выкладываю небольшую подборку фотографий таёжных мостов.
Мосты, дамбы, гати и прочие гидротехнические сооружения в наших условиях имеют огромное значение. Их роль усиливается тем, что Сибирь в целом и Томская область в частности «реками вельми обильны». Речки и ручьи у нас, может, и не широкие, но как говорят гидрологи «имеют русло корытообразной формы», что подразумевает обрывистые берега и заиленное дно. Другими словами, бродов здесь нет, а вот мостов – в изобилии.

Большая часть мостов в угодьях строится лесозаготовителями, ими же обслуживается, ими же убивается, ими же и восстанавливается. Разумеется, капитальные мосты строить здесь смысла нет, поэтому строят «какие-нибудь», все равно его весенним половодьем смоет и его придется восстанавливать (читай – строить новый).

Когда лесозаготовители уходят, то мосты достаются местному населению, которое с удовольствием ими пользуется, но, разумеется, никак не обслуживает и не чинит. Нередко такие оставленные в угодьях (т.е. вне дорог между населенными пунктами) мосты становятся объектами диверсий, так что выражение «сжечь за собой все мосты» у нас зачастую имеет буквальный смысл. Так происходит, когда охотник хочет прекратить доступ чужих (а особенно — пришлых) охотников к себе на промысловый участок, либо, как вариант, в ходе внутренних разборок между охотниками, например, за спорный промысловый участок. Часто мосты горят в ходе лесных пожаров. В общем, партизанская война во всей своей красе. Таким образом, мост, рассматриваемый как явление – штука весьма интересная.

Обратите внимание, на некоторых фотографиях то справа, то слева от действующих мостов из реки торчат сваи их предшественников. Об этом, впрочем, на нашем радио уже говорили и Марина Маленькая, и я.

А вот так типичный мост выглядит в зимнее время. При преодолении таких мостов зимой есть простые правила. Во-первых, проходи его с той скоростью, которая указана на знаке перед мостом, а лучше — ниже. Это в том случае, если чудо случилось, и знак перед мостом есть. Во всех остальных случаях рекомендуется сбросить скорость, если вы на механике – то до второй, если на автомате – то максимально; если на вашей машине есть пониженная передача – переходите и на нее, не помешает: лучше пройти мост медленно, чем не пройти вообще. Все остальные действия – как при движении по гололеду: никаких резких манёвров, никаких тормозов! Дело здесь в том, что мост в наших реалиях – весьма ухабистая местность, причем она, если можно так сказать, «внезапно ухабистая»: под свежевыпавшим снегом рытвин и прочих дефектов не видно. При попадании одного из колес в яму/ухаб/между бревнами, машина может пойти в любом направлении, а перила (если они еще остались, что тоже редкость) – весьма иллюзорный шанс остановить машину. Поэтому тут лучше уж потихонечку-полегонечку.

На этом радио «Таёжная жизнь» прощается с вами, в эфире была наша традиционная рубрика «Эх, дороги…», а в студии – Большой Палыч.
Берегите себя и оставайтесь с нами!

© Большой Палыч