Обласок

Сегодня в нашем эфире традиционная рубрика «Коротко о важном», а в студии Большой Палыч!

По просьбе нашего постоянного радиослушателя из Тулы Андрея, сегодня в эфире радио «Таёжная жизнь» краткий обзор применяемых в Томской области обласков.

Обласок — местное название небольших гребных (по принципу каноэ, т.е. движимых и управляющихся одним веслом) лодок, которые раньше были исключительно долблеными (о чем Андрей и пишет), а сейчас могут быть самыми различными. Не знаю, насколько это название (да и сами лодки) распространено, но из альтернатив мне попадались только «облазок» (как диалектный вариант) и «ветка» (непонятно почему).

Сама по себе конструкция существовала задолго до прихода русских в Сибирь, причем была одинаковой для всех населяющих ее народов, невзирая на языковые барьеры. Конструкция лодки отшлифована веками и абсолютно функциональна, именно поэтому обласки используются до сих пор, при этом меняется только материал, из которого они изготовлены.. Раньше (а кое-где и сейчас) обласок является единственным летним средством передвижения по тайге, потому они востребованы.

Особенности лодки определяются особенностями рек: таежные реки очень извилисты, очень, поэтому лодка для передвижения по ним должна обладать не только хорошими ходовыми качествами, но и малой массой: зачастую такую лодку проще переносить, чем передвигаться на ней. Для определения извилистости реки в географии и гидрологии существует понятие «коэффициент извилистости»; оно означает сколько километров реки приходится на один километр движения по прямой. Для примера и «осознания масштаба трагедии» приведу значение такого коэффициента для одной из крупных рек Томской области — Кети; для нее этот коэффициент равен 3,4. Что это значит, если говорить человеческим языком? А это значит, что для преодоления одного километра по прямой (из точки А в точку Б) по реке тебе придется пройти 3,4 км. И это — в среднем! Заметьте, это крупная судоходная река, которая гораздо менее извилиста, чем таежные речки! Нередки ситуации, когда речная петля растянута на километры (иногда — больше десятка), а сухой путь между началом и концом такой петли составляет всего несколько десятков или сотен метров. Вот именно по таким местам обласок и переносится, в России они со времен Рюриковичей называются «вОлоками» (кстати, отсюда — русское «свОлочь»), в Сибири — «перетАсками). На эту тему даже анекдот есть, когда русский на моторке догоняет остяка, плывущего на обласке и не успевающего к закрытию сельпо за бутылкой, и, разумеется, предлагает его подвезти: на моторке же быстрее! Остяк отказывается, мотивируя тем, что тогда он точно опоздает. Русский, дивясь «тупости» и «отсталости» коренного населения едет дальше, причем в процессе обгоняет того же остяка еще несколько раз, а первое что он видит, приехав в деревню — пьяный остяк с бутылкой, который говорит: «А с топой, паря, отнако, точно бы опосдал: лапка-то уже сакрылась!»  А еще на таежных речках существует такое явление, как «залом», мы рассказывали о нем в одной из предыдущих передач. Попробуй перенести через такой залом моторную лодку! Наши наиболее внимательные радиослушатели, наверное, помнят, как залом преодолевается на моторной лодке. А обласок — пожалуйста! В общем, очень нужное транспортное средство! Вообще классический обласок-долбленка выглядит вот так.

Дерево

В настоящее время такие обласки применяются мало, в виду их низкой ремонтнопригодности, трудоемкости изготовления и относительно невысоких ходовых качеств, причем применяются больше на озерах, чем на реках: они просто «живут» на приозерных избушках, не покидая «мест постоянного проживания».

Следующим (переходным) этапом современного развития обласка являются «композитные» суда. Борта таких долбленок наращиваются тонкими досками, в результате чего лодки меньше боятся волны. Выглядят они при этом так.

Композит

Следующий этап — обласки, сколоченные из досок. Это, пожалуй, самый массовый тип таких судов. Они характеризуются бОльшей прочностью и лучшими ходовыми качествами, чем их предшественники, а строить и ремонтировать их гораздо проще. Выглядят они вот так.

Доска

Ну а дальше идут современные веяния и «актуальные модные тренды» современного «обласкостроения»: металл и стеклоткань. Металлические выглядят вот так.

Металл

К сожалению, в архивах радио «Таёжная жизнь» не нашлось фотографии стеклопластикового обласка, и тем не менее, они есть. Более того, они востребованы и их много. Даже в нашей, относительно небольшой области, производством таких лодок занимаются около десятка организаций и умельцев-частников, а продукция их пользуется неизменным спросом.

На этом радио «Таёжная жизнь» прошается с вами, в эфире была традиционная рубрика «Коротко о разном», а в студии был Большой Палыч.

Оставайтесь с нами и берегите себя!

© Большой Палыч