Икея

Раз уж в выложенном на «Таёжный маршрут» ролике речь зашла о выживании в лесу, то я буду не я, если не изреку пару-тройку умных мыслей на эту тему, как же без этого?

Вообще говоря, наблюдать в Интернете разного рода «гуру от выживания» (а их сейчас много) весьма забавно. Да и не только в Интернете, их и «на бумаге» немало встречается. Я не пытаюсь огульно обвинять всех в некомпетентности, отнюдь, но, к сожалению, советы значительной их части не могут вызвать ничего, кроме гомерического хохота. Так, например, один из весьма популярных авторов (признанный «эксперт», если верить аннотации на книге, кстати. И кто его, интересно, таковым признал? Не иначе, другие такие же «эксперты»! Фамилию здесь не называю из соображений корректности, но перу его не одна книжка «про выживание» принадлежит) пишет, что определить направление движения автомобиля-вездехода (т.е. с протектором «елочкой») по следу очень просто: вершина «елочки» всегда направлена туда, куда едет машина. И ведь читают же такое! О том, что в данном случае все обстоит с точностью «до наоборот», мы умолчим.

С другой стороны, а что обычный горожанин может знать в данном вопросе? Только то, что ему напели вот такие вот «эксперты». В принципе, понятно, откуда что берется: тема сейчас модная, а потому – коммерчески востребованная, и, как следствие, освоенная разного рода неспециалистами: проверить и возразить-то некому! Потому при изучении темы рекомендую быть весьма внимательным, а получаемую информацию проверять по другим источникам.

В чем, помимо банальной некомпетентности, я вижу основной негативный момент большинства таких публикаций? Основной – в неверной постановке вопроса. Отчего-то основное внимание «крутых выживальщиков» направлено не на то, что нужно. Что у нас является основной причиной, вызывающей необходимость «выживать»? Правильно, потеря ориентации и невозможность выйти обратно «в цивилизацию», из которой ты в лес зашел. Значит, все усилия должны быть направлены именно на это; значит, именно к этому и нужно себя готовить. Между тем, на большинстве соответствующих курсов\ресурсов нам расскажут о том, как посредством перочинного ножа срубить избу-пятистенок, либо о том, как сплести рыболовную леску\тетиву лука из лобковых волос и сделать рыболовный крючок из вынутого из подошвы гвоздя. Это я, конечно же, утрирую, но в целом мысль ясна. Именно поэтому умение добыть рыбу или птицу в такой ситуации (заблудился) будет маловостребованным: это не самая приоритетная задача.

Да и вообще говоря, где и при каких обстоятельствах сейчас можно «заблудиться всерьез и надолго»? Сибирь, Дальний Восток, Якутия, Северный и Полярный Урал, Заполярье, да, пожалуй, и все. Иными словами, «в регионах с низкой плотностью населения и слаборазвитой дорожно-транспортной инфраструктурой». Но это – если говорить о макрорегионах. В скобках отметим, что «чем дальше в лес, тем толще партизаны»: совсем не значит, что отдалившись на несколько десятков километров от Красноярска или, скажем, Иркутска вы непременно тут же потеряетесь. Как правило, вокруг населенных пунктов (и необязательно крупных) какая-никакая «дорожно-транспортная инфраструктура» есть, и ее не так уж и мало. Наоборот, места, где на многие километры нет дорог или колей (пусть даже заброшенных и старых) – скорее исключение, чем правило. А дороги всегда ведут к тем, кто их прокладывал.

Это я не к тому веду, что где-то в средне-русском лесу невозможно заблудиться; можно, и очень даже запросто. Я о том, что там как заблудишься, так и … разблудишься? Отблудишься? Выблудишься? В общем, обратно выйдешь.))) А необходимость добывания пищи посредством охоты или рыбалки за то время, которое необходимо для выхода к людям, просто не успеет возникнуть. Несколько дней и на подкожных запасах прожить можно, а тратить время, пригодное для выхода к людям на сомнительную охоту или рыбалку – как минимум, глупо: нас же результат интересует, не процесс!

Вообще говоря, мне достаточно сложно представить ситуацию, когда «среднестатистический человек» оказался один «посреди дикой тайги» без необходимого снаряжения и оборудования. Что он там делает и как он туда попал?! Интереса ради, давайте попробуем сами ответить на эти вопросы. Он что, от поезда отстал? Ну, тогда «и я по шпалам, опять по шпалам» до ближайшей станции, которые даже на глухих и тупиковых железных дорогах расположены не так уж и редко. То же самое – с автотранспортом. А как еще случайный человек в тех местах может появиться? Из самолета выпасть? Как мы видим, такие ситуации в теории, конечно, возможны, но какова их вероятность? Мне кажется, настолько мала, что готовиться к ним специально смысла не имеет. В общем, это что-то такое, сродни зомби-апокалипсису, который вообще-то, с точки зрения науки, невозможен, но это не мешает большому количеству альтернативно одаренных граждан к нему активно готовиться.
Конечно, в виде контр-примеров можно привести туеву хучу случаев, произошедших (и, к сожалению, происходящих) с туристами, но тут я возражу, что турист – не совсем уж обычный горожанин; если он неопытен, то держится стаей, а если опытен, то его такими мелочами не напугать.

Как мне кажется, актуальность навыков, даваемых на т.н. «курсах выживания» лучше проиллюстрировать на примере. Наверное, наиболее типичная ситуация для горожанина — это «пошел в лес за грибами и заблудился», что-то больше ничего реального и вероятного, а не в стиле Даниэля Дефо, Жюля Верна и иных классиков «попаданческого жанра», у меня не придумывается. Сразу оговорюсь, что каких-то готовых рецептов и практических советов «от Большого Палыча» здесь особо не будет, не нужны они, да и идея поста не в этом. Итак, мы потерялись и наша цель – скорейший выход к людям. Это не так сложно, как кажется. Как правило, за грибами (да и вообще в лес) люди ездят не очень далеко и по не очень бездорожью, иначе вся затея теряет смысл. Если решать вопрос совсем уж тупо и напролом, то можно смело идти в любом направлении: рано или поздно вы выйдете на какой-либо линейный объект (дорогу (автомобильную или железную), ЛЭП, трубопровод, реку и пр.) которая и «выведет вас в люди». Способ надежный, но может быть достаточно трудозатратным, а о том, как этого по возможности избежать, я расскажу чуть ниже. Итак, ваша цель – идти, чем быстрее и дальше – тем лучше для вас же: быстрее достигнете цели, что вам, бесспорно, понятно. Вы же твердо знаете, что вожделенная «цивилизация», а точнее, путь к ней и место, где вам могут оказать какую-то помощь, находится от вас всего лишь нескольких километрах! Или в нескольких десятках, если случай совсем уж критический, что тоже немного. Теперь представьте себя в таком состоянии.

Стресс? Безусловно! Его тяжесть зависит от типа темперамента конкретного человека, но я думаю, что не такой уж и большой. Свое «заблуждение» вы расцениваете, скорее как досадное недоразумение и помеху своим планам. Не спорю, есть люди эмоциональные, которые будут заламывать руки и кричать «все пропало!» (особенно, если они не в одиночестве), но делать они это будут ровно до тех пор, пока не поймут, что толку нет и для того, чтобы выбраться, нужно уже начинать что-то делать. И вот вы шагаете, а что еще остаётся? Как-то в такой ситуации не возникает желания ловить рыбу, чтобы запечь ее в золе на ужин, правда? Или шалаш-убежище начать строить вот прямо сейчас. Ладно, с шалашом понятно, строить его нужно (если вообще нужно) при понимании того, что сегодня вы к людям уже точно не доберетесь, в самом конце дня, чтобы успеть до темноты. Как ночевать? Да очень просто. Вы же за грибами пошли, а значит, у вас есть нож, чтобы настрогать лучины для костра и спички или зажигалка, чтобы его разжечь. Ну и нормально, значит, переночуете. Ну и где здесь место для любимых инструментов любого выживальщика: огнива\кресала, зеркальца для подачи сигналов низколетящим самолетам, таблице сигналов для распознания с воздуха, а также прочим рогаткам и лескам с крючками? Вот и я говорю, что нету!))))

Как же все-таки в лесу не заблудиться? Достаточно просто. Этому способу меня, пятилетнего сопляка, научил отец; он называет этот способ «нитью Ариадны», понятно почему. Нужно при всяком изменении направления движения помнить, в какой стороне у тебя дом, т.е. та точка, в которую ты хочешь вернуться. Вот и весь секрет. За все прошедшие годы этот способ не давал сбоя ни разу, по крайней мере, у меня. Чуть позже, уже в более зрелом возрасте, я его усовершенствовал и стал запоминать направление не только на условный «дом», но еще и на стороны горизонта. Достаточно быстро это вошло в привычку.

Есть и еще один лайфхак на эту тему, хотя Армений я, наверное, сейчас никому не открою. Перед выходом куда-либо, особенно в незнакомый район, ознакомьтесь с его картой. Ее не обязательно запоминать в мельчайших подробностях, достаточно будет общего представления и самых характерных ориентиров. И самое главное – запомните те линейные объекты, которые его, район работ, оконтуривают. Именно для того, чтобы в случае, если вы запутали, знать и понимать выход на какой из них является для вас спасением, да и вообще, в какую сторону нужно двигаться. Поясню, опять же, на примере. Вот есть не раз упоминавшаяся здесь, в ветке, наша база на речке Шаманка. Какие линейные объекты оконтуривают ее окрестности? На севере, километрах в тридцати, это Лотарское болото, тянущееся с юго-запада на север-восток; его ни с чем не спутаешь. С востока это старый лесовозный зимник, километрах в двенадцати. С юга – действующая лесовозная дорога, совсем рядом, километра два. С запада – река Чуйка, до нее километров около шестидесяти. Вот теперь представим себе, что мы на этом участке заблудились. Расстояние до базы мы себе примерно представляем, нас же не с самолета с завязанными глазами с парашютом выбросили, мы же его, расстояние это, ножками прошли. Направление на базу – тоже, хоть и примерно.

Как на нее выходить? Беда в том, что база – объект не линейный, а точечный, при этом не имеющий рядом никаких приметных ориентиров (в тайге вообще с ориентирами беда, как и с линией горизонта), а потому выходить строго на нее, в случае, если ты не уверен в направлении, довольно рискованно: можно легко промахнуться, пройдя буквально в сотне метров, и не заметив. (В скобках отметим, что в этом ничего особо критичного нет: ну промахнулся и промахнулся. За принятые границы участка (те, которые линейные объекты) ты все равно не выйдешь, но вот силы и время на лишнее передвижение потратишь, а оно тебе надо?) Гораздо проще дойти до линейного ориентира, и уже там определиться, куда именно нам двигаться дальше. Что у нас там ближе всего? Ага, дорога на юге. А база примерно где? А база где-то на востоке – юго-востоке. Значит, двигаемся на юг – юго-восток и рано или поздно (скорее рано, чем поздно) выходим на действующую лесовозную дорогу. А уже дальше по ней идем на восток до поворота на базу. Если смотреть по расстоянию напрямую, то это – не самый короткий путь, но самый простой и быстрый: по дороге идти гораздо проще и легче, чем по тайге, и, кстати, гораздо быстрее. Вот если в общих чертах, то как-то так.

Ну а раз мы с литературы начали, то ей же и закончим. Действительно интересную информацию по тактическим вопросам выживания можно почерпнуть в книге «Учебник войскового разведчика», а лучше в «Учебнике сержанта войсковой разведки», если ее уже рассекретили (не уверен). А вот если интересуют вопросы психологической готовности (что гораздо важнее тактики), то настоятельно рекомендую книги В. Г. Воловича, особенно – «На грани риска», читается как хороший приключенческий роман. Это действительно эксперт и специалист, в отличие от упомянутых в начале поста, а его жизненный (зачеркнуто) боевой путь будет покруче сказок «1001 ночи».
Вот, о полковнике Воловиче, если коротко: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0 … 0%B8%D1%87

© Большой Палыч