Потеряшки

Доброго вам времени суток, дорогие телевидеорадиослушатели «Таёжного радио»! С вами вновь шеф-редактор отдела спецпроектов Марина Маленькая, и сегодня в нашем эфире мы затронем несколько животрепещущих тем. Итак, как отличить любителя приключений от профессионала? Как понять, что вы ненавидите джипинг? Кто такой босой мужик и какова его плотность в Верхне-Кетском, Первомайском и Тегульдетском районах Томской области? Можно ли в тайге найти апельсин и как определить, заводной ли он? Действительно ли муж и жена – одна сатана и лечится ли это? Таковы некоторые из тезисов нашей программы, а сейчас минутка эстетики на «Таёжном радио», не переключайтесь!

Минутка эстетики

«И», состоялась очередная экспедиция «Таёжного радио» в сторону уже широко известной нашим постоянным слушателям базы в окрестностях реки Шаманка. По сути, планировался классический алкобанный тур выходного дня: стояла задача обновить приваду на лабазе, установить скаут-камеры, попариться в Кайфандре, поюзать Шикардос, пособирать грибы, полюбоваться сибирской осенью и прочие приятные излишества. Но Д-рвин вновь показал нам, чего на самом деле стОят наши планы.

Самый юный член редколлегии Палыч Маленький был передан на поруки техническому персоналу нашей радиостанции, а собкоры Большой и Маленькая закидали бутор в маленькую красную машинку, заправились по горловину и в приподнятом настроении двинули в ночь.

Лесной грейдер

Небольшая зарисовка из таёжного быта. Вот эта штука из покрышек называется «клин». Клин может быть сделан и из дерева, либо сварен из каких-нибудь железяк, как правило – из гусеницы. Его цепляют к лесовозу, и за счет своего веса и площади он расчищает дорогу, делает ее более ровной. Грейдер, одним словом, суровый, сибирский, всякое такое вот.

Традиционно остановились на Захарково – знаковом месте для всей трассы Улу-Юл – Оленка. Палыч уже неоднократно рассказывал об этом месте в своих отчетах, но не могу не поделиться своими впечатлениями. Напомню, на трассе стоят беседка, памятный крест и стела с надписью: «Эта дорога когда-то вела в поселок Захарково, основанный спецпереселенцами в 1930 году. Путник – остановись! Вспомни тех, кто когда-то родился, жил, учился, работал в поселке Захарково. Поклонись их памяти». Памятный комплекс построен силами выходца из этого поселка Василия Ануфриевича Веретено и его сыновьями Алексеем и Максимом. Сами они живут в Новосибирске, но каждый год приезжают сюда, чтобы память об их малой Родине осталась не только в их сердцах, но и проезжающих мимо, тех, кто обязательно остановится размять ноги, пообедать в аккуратной беседке, сидя на удобных лавочках, и прочитать списки проживавших в этом поселке. Я всегда радуюсь, когда вижу такое отношение к своим истокам, к памяти предков. Думается, не всё ещё для нас потеряно, когда такие люди живут среди нас – которым не всё равно.

Традиционное Захарково

Опять же традиционно Палыч рычал на меня, когда я ныла: «Ну грибы жеее.. Ну давай соберем!!! Ну смотри, какой первосортный беленький!» Грибы есть, но не в промышленных масштабах. Хорошенькие такие, нарядные, задорно выглядывают из белого мха, так и манят, чертяки 😉

Гриб есть

Дорогая дальняя, хорошо бы к ночи до базы добраться, опять же никто не исключает форс-мажоров – на это трассе и лесовозы застревают. Хай-джек, лифт-мейд и прочие лопаты есть, конечно, но кому нужен незапланированный пауэрлифтинг… Поэтому привалы были коротки, не больше пары рюмок (зачеркнуто), не больше малого круга почета радиусом метров 20 вокруг машины, по результатам которого ваша покорная всегда возвращалась с некоторым уловом. Вот и апельсин нашла. Решили мы, что он всё же заводной – доехал с нами до конца и был торжественно сварен и не менее торжественно съеден ))) что доехал – это реально подвиг со стороны этого крепкого подосиновика, т.к. специальных приспособ для перевозки гриба по тряской ухабистой дороге у нас не было, вот он и притулился он в багажнике посреди шмурдяка. Но стойко перенёс все тяготы и лишения!

Таежный апельсин. Весьма заводной.
Не могла пройти мимо

К чему это бред? К тому, что в весьма приподнятом и игривом настроении мы ехали в края непуганых медведей. Следы их в изобилии встречались вдоль и поперек следов шин, которых примерно до Ломовки (320 км от города) было достаточно. Дальше, в сторону Шаманки-Оленки, босой мужик ходит чаще, чем лесовозы. Следы медведя действительно очень похожи на человеческие – можно прям представить себе, как тут босым прогуливался коренастый такой, бородатый крепкий мужик, тяжело ступая и охая.

Одна из запланированных остановок на перекур была определена Палычем на месте смытого прошлогодним ледоходом моста через реку Чуйка. Красивая таёжная речка с рыжей водой весной взбунтовалась и разнесла бревна, брусья и доски моста в неприглядную кучу-малу, которая выглядела вовсе непреодолимой. Лесозаготовители посмотрели на эту игру в бирюльки для Гулливера, почесали в затылках и решили, что восстанавливать мост дороже, чем пробить новую объездную дорогу. Путь к Шаманке, таким образом, увеличился еще километров на 40.

Мост через Чуйку. Разрушенный.

Любуясь осенними пейзажами и подпевая магнитоле, мы и не заметили, как преодолели почти все преграды, отделяющие нас от места назначения. Смеркалось. Палыч устал, но не пускал меня за руль, подкрепляя своё решение фразами типа «твои руки мне нравятся прикрепленными к твоим плечам». Дорога действительно тяжелая, да и шли мы уже 18 часов. Для полного счастья при преодолении очередной лужи-окияна (по лобовуху Нивы) у нас потух весь свет, — благо, ночь была ясная и полная луна служила хорошим осветительным прибором, но вот погасшая панель доставляла немало неудобств. Как бы это не звучало, но Палыч решил свернуть налево, а это оказалась скользкая дорожка.. То есть колея, наполненная липкой жижей, скрывшей левое заднее колесо полностью, а правое заднее, наоборот, неприлично задралось. Дивное сие место именуется помойкой – ибо потому что навалено там всякого – доски, бревна, прочий мусор, изначально призванный помочь автотранспортным средствам проехать заболоченный участок дороги. По факту – уставшие и недовольные путники вроде меня сослепу запинаются о торчащие из грязи в произвольном порядке дрова, падают в колею и оказываются колоссом на глиняных ногах. Весьма неприятное ощущение, доложу я вам. Только высшее филологическое образование позволило мне не повторяться на протяжении всей моей пламенной речи, характеризующей дорожную обстановку в данном регионе в частности и положение дел в этой части обитаемой Вселенной в целом.

Делать нечего, достали хай-джек с крыши, лифт-мейд из багажника и меня из колеи. Оставалось из этой же колеи выдернуть Ниву. Близилась полночь и нервное истощение. Агрегат для вытаскивания чего-либо из грязи, оказывается, после каждого использования нужно промывать от этой самой грязи в ближайшем озерце, ибо его клинило, а лифт-мейд позорно разогнулся после первого же рывка. Липкие от грязи доски предательски выскальзывали из-под хай-джека, пальцы сводило от холода, машина упорно не желала выкорчёвываться. Неизвестно какая по счёту попытка – и поддомкраченную машину удалось перевести на твердый грунт. Вот тут-то и стало ясно, что приключения только начинаются – если бы панель не погасла, мы бы увидели индикатор, показывающий, что реле регулятора сдохло, и машина сосёт аккумулятор. За время физических упражнений аккум разрядился в ноль. Утро вечера мудренее, решили мы и улеглись (уселись?) спать в машину, слишком измученные морально и физически, чтобы разворачивать лагерь посреди дороги в холодную ясную ночь в 5 км от места назначения…

Место Ч.

Утром «картинка выглядела дико и уныло». На робкую попытку убедить машину завестись та ответила презрительно пустым индикатором аккумулятора и полным отсутствием признаков жизни. К тому же за ночь она под собственным весом опять съехала в кювет… Итак, что мы имеем, когда жарим гуся? Вода, еда, патроны – в наличии. Два ведра постепенно тухнущей рыбы для привады – есть. Сотовой связи, людей, запасного аккумулятора либо зарядки для него же – нет. Слабоумие и отвага – вот наш девиз, и, вооружившись, взяв рыбу, фляжку самопляса и скаут-камеры, мы отправились проведать Шаманку и лабазы. У меня из сменной одёжки были только триканы и галоши, поэтому неделя сельской моды «Осень на Олёнке» была открыта в торжественной обстановке, спасибо — без залпов и салютов. Ночью вокруг нас ни один босой мужик не ходил, чего потихоньку опасался Палыч, но следы его жизнедеятельности – повсюду. Да и к тому же не камикадзе мы – ходить в столовку к медведям, предлагая себя в качестве аперитива. Поэтому вот он – фэшн-лук этой осени:

Вместе весело шагать по просторам Томской области, увязая местами по щиколотку в песке, обходя по кочкарнику лужи, сравнивая длину своей стопы со следом босого мужика, объедая бруснику с обочины и обсуждая, как же нам всё-таки вытащить машину. Ещё дальше, чем наш базовый лагерь на Шаманке, расположена вахта – лесопилка, но у них сейчас перевахтовка, и заходить они должны не раньше 5го числа (забегая вперед, скажу, что зашли они только 9го). На дворе второе сентября, третьего Палычу неплохо бы было сходить на работу, да и вообще – перспектива сидеть неделю в тайге без особой цели, просто «в ожидании Годо», как-то не казалась нам уж особо радужной. Грибники из ближайших (200 вёрст) деревень так далеко не забираются, поэтому рассчитывать можно было только на свои силы. Когда в понедельник мы не выйдем на связь, товарищи начнут беспокоиться, но раньше четверга поисковую партию ждать не стОит.. В общем, для начала выложим приваду и проведаем лагерь. На лабазе всё было спокойно, не считая того, что Палыч заинструктировал меня до состояния полупаники, и я нервно водила стволом в сторону каждой трепетавшей на ветру ветки. Цель путешествия достигнута, теперь можно вальгажно прогуляться до лагеря, осмотреться там, подкинуть духу места глоток самопляса… Видимо, в прошлый раз маловато налили – не уберег он самый ценный объект инфраструктуры, которым так гордился Палыч. Маленькая мышка, разочаровавшаяся в жизни, пришла проститься с нею в любовно выстроенный посреди тайги туалет типа сортир, а пришедший на её «тонкий свежий запах» хозяин лесов своротил будочку с места, ободрал доски и выкопал яму… До мыши, кстати, он так и не добрался. От постигшего его разочарования он разбросал весь хлам из мусоросжигательной бочки и демонстративно нагадил в центре лагеря.

Крестьянин в беде

Пострадав над развалинами и собрав мусор обратно в бочку, мы вернулись к машине: Палыч продолжил развлекаться с джеком, а я наконец-то дорвалась до грибов. Дома почему-то никогда не бывает так вкусно! Тушняк, картошка, грибы… От запахов, доносившихся с полевой кухни, Палыч джечил еще активнее. Машина опять на ровном грунте, похлебка готова! Приятного аппетита труженикам тайги!

Хорошая штука джек

Так как лучше маршировать, чем разлагаться, мы решили маршировать. Самый оптимистичный вариант выглядел так: мы доходим до Жаровки (40 км) (вотчины дауншифтера Олега), а там сидят и ждут нас какие-нибудь залетные охотники-грибники-лесовозчики, которые смогут докинуть нас в сторону города (400км), сотовой связи (200км) или на худой конец до Ломовки (70км) – вахтового поселка, который совершенно точно работает, и там можно поймать попутный лесовоз. Собрали в рюкзаки то, что точно никак нельзя оставить в машине (например, оружие), взяли сухпай, газовую плитку и спальник, накатили на дорожку. Капитан приказал оставить корабль… Ну, что еще? Шагом марш!

На марше

Короткими перебежками километров по три-четыре-пять с перекурами минут по 15 в первый день до Жаровки мы не добрались. Ночь застигла их в дороге… Пришлось играть в геологов: где встал, там и дом. Нашли кусок какой-то плотной резины, на нее настелили одежки, сверху улеглись сами. Рядом разожгли костер – тепла от него толком и не было, но он давал надежду, что нами не заинтересуются босые мужики и их кумовья. Кажется, пришла пора покупать мобибовский спальник… Мой синтепоновый старичок, прошедший со мной не одну сотню километров, всё же начал сдавать. Но огромное ему спасибо, что он был с нами! Выспались отлично, но ноги с непривычной нагрузки гудели, конечно, сильно – расстояние, песчаный грунт, стресс … Рюкзак за спиной, карабин на груди… В общем, утренний кофе варили очень медленно – оттягивали начало пути.

Утро в сосновом бору

Второй день марша начали всё же бодро – день был солнечный, прохладный, даже рюкзаки поначалу казались легкими.

В глазах дымка

К середине дня привалы между перебежками стали удлиняться,  и коллектив принял решение устроить днёвку. Выбрали пригорок, покрытый мягким сухим мхом, солнце его освещало очень мягко, легкий ветерок освежал.

А солдату на привале наплевать
Селфи

Но нельзя же просто валяться, когда вокруг брусничник и грибы растут?!!! Можно, — сказал Палыч. Нельзя! – сказала я и ушла на промысел. Результатом промысла и моей извращенной кулинарной фантазии явилось блюдо под названием «Экзоти’к колоссаль». Диктую рецепт, записывайте. Берем молодой белый гриб, срезанный не далее чем пару минут назад. Его шляпку нарезаем пластиками, посыпаем бульонным кубиком, смазываем майонезом, сворачиваем в рулетик, который скрепляем сосновой иголкой. По желанию блюдо можно украсить свежими ягодами брусники. Подаётся с охлажденным самоплясом.

Обеденный натюрморт

Для мужчин можно предложить более массивный вариант этого же блюда – шляпку гриба просто надрезать и начинить так же, как и рулетики. Сервировать на более крупном грибе, украсить сосновыми шишками, винную карту оставить прежней.

Лесной ресторан

Прекратили разлагаться, продолжили маршировать. Ведь до сотовой связи оставалось уже меньше двухсот километров!!!

До сотовой связи всего 200 верст

Почему-то не ждали нас на Жаровке ни Чип, ни Дейл.. Был только дауншифтер Олег, который накормил нас супом и выдал в дорогу буханку свежеиспеченного хлеба, что было очень кстати. Еще он предложил нам аккумулятор, чтобы мы вернулись к машине. Перспектива перебежки 40км еще и с аккумулятором за плечами нам понравилась существенно меньше, чем идея пройти всего 30 до Ломовки, выдвинуться оттуда уже на попутном транспорте в город, там запастись запчастями и прочими полезными штуками, и уже потом возвращаться к Ниве. К тому же Олег не был уверен в качестве заряда своего аккума. А так как реле не было в наличии, никто не мог исключить вероятность того, что мы дотащим аккум до Нивы, поставим его, проедем 5-10-15 км и снова встанем… И вновь продолжается бой!

Когда же это кончится

Решено было идти по брошенной дороге, добраться до разрушенного моста через Чуйку, а там уже решать, как мы будем ее форсировать. Если мост вообще не пригоден для пешего перехода, махнем вплавь – речка глубокая и быстрая, но возле моста узкая. Да к тому же при очередном перетряхивании рюкзака в одном из кармашков я обнаружила свое бикини – самая, сцуко, необходимая вещь в пешем переходе по осенней тайге! Зато во всеоружии…

Будни партизан

От Олега вышли уже без особого энтузиазма – дело к вечеру, а еще и поели, расслабились, человека живого опять же увидели, пусть и дауншифтера. Шли молча, считая шаги, чтобы хоть как-то внести ритмику в однообразие действий. Постепенно нарастало отупение, когда второе дыхание не то что кончилось, а уже даже забылось. Я переставляла ноги из чистого упрямства – мы же собирались сегодня дойти до Чуйки! Галоши давно намяли волдыри на подошвах, лямки рюкзака уже, казалось, сбили плечи в фарш. Песок засыпал все естественные и не очень отверстия и временами даже, казалось, скрипел на зубах. Не было сил даже любоваться чудными осенними пейзажами.

Осень на болоте

Кстати, интересный факт – дорога непроезжая, людей там тоже давно не было, Олег не дальше 5км по ней заходит. Так вот свежих медвежьих следов там почти нет, а на местах с регулярным сообщением так натоптано!..

Солнце село, полную луну скрывали плотные облака, шли практически наощупь. По прикидкам, оставалось еще совсем немного, мозг говорил: давай-давай, скоро люди (ну или хотя бы лесовозчики), тело говорило: да пофиг, смотри, какая удобная трава. Мозг победил. Дошли до моста. Но сил на переправу не было совсем. Мы даже чай не кипятили. Быстренько соорудили костер, натаскали каких-то досок, чтобы на холодном песке не оставить последние почки, рухнули на них, прикрывшись спальником и… И тут я поняла, что устала настолько, что не могу заснуть. Очень удачненько вышла из-за туч полная луна, освещая всё как прожектором, небо разъяснело, изо рта пар, Палыч храпит, как обычно – то есть медведи точно не подойдут, напуганные этим богатырским рыком. Нос замерз, но под спальник его не сунешь – Палыч наконец-то снял ботинки. Первый раз за три дня… Короче, когда я наконец-то заснула, уже светало. Упала роса, и пробуждение было особенно бодрящим. Старичок-спальник и в эту ночь не подвёл: болонька верха мокрая совершенно, но внутрь влага не проникла. Пока коммандер отдыхал, я прогулялась по мосту, вынесла вердикт о его пригодности к пешей переправе (и слава Дарвину! Бикини при забортной температуре коля ноля меня вообще не привлекало), сварила кофе и принялась скакать возле лежбища. Палыч, разморенный мыслью о близости к цели нашего экстрим-тура, собирался, как мне казалось очень медленно. К тому же часов в 5 утра я слышала лесовоз, и ужасно волновалась, что это была последняя машина в мире, и что если мы вотпрямщаз не побежим в сторону дороги, то так и останемся тут, и никто нас больше не найдет. Да, у меня бывают приступы паники. К счастью, я не проговариваю это вслух, иначе бы меня уже давно сдали в Кащенко, в отделение навязчивых состояний 😉 В итоге, когда мы перешли мост и прошли еще пару километров до новой дороги, я успела еще и выспаться…

И дым отечества нам сладок и приятен

На перекресток мы вышли часов в 8 утра, ближе к 10 со стороны цивилизации выехала Нива. Палыч пошел ей навстречу, и она остановилась без малейших понуканий с его стороны. Вот за это я, кстати, очень люблю и уважаю тайгу. Тут даже самый черствый и неблагородный товарищ не пройдет мимо человека, явно попавшего в переплет. Пассажир Нивы выслушал краткое изложение наших приключений, почесал в затылке и сказал, что вот прямо сейчас у него дела на вахте, но через несколько часов он освободится и может свозить нас до Ломовки, чтобы взять там запчасти, а потом поехать чинить нашу Ниву. Ну а если этот вариант нас не устраивает, то в любой момент мы можем сами зайти в поселок, сказать, что нас прислал Алексей, и там нам предоставят всё необходимое. Кирилл поблагодарил Алексея, но сказал, что его Нива к нашей не пробьется, хотя бы потому, что не имеет шноркеля. А застрять уже двумя машинами – это перебор даже для нас. Итак, попрощавшись с неравнодушными гражданами, мы продолжили ожидание. Нет маршу, да – разложению!

Милейший парень Володя на синем Камазе подхватил нас часов в 11, Кир закинул свой рюкзак в прицеп, мой – в кабину, мы угрелись и клевали носом шесть часов. Ну вот мы и в Улу-Юле, куда уже спешил наш верный друг Василий Шумахер, уже известный нашим слушателям по прежним передачам. Ненормальные притягиваются, это я вам точно говорю! Поэтому в Первомайское, где живет Вася, нас с Палычем приехал забирать мой товарищ по лодочным курсам (см. Наши хобби кроме бани). Ну, тот, для которого я шила сумки-банки. Пока мы описывали ему развлечения последних дней, он молчал и думал, а потом спросил, когда ему собираться в спасательную экспедицию. Я вам точно говорю – ненормальные притягиваются 😉

На этом первая часть экспедиции «Таёжного радио» под кодовым названием «Слабоумие и отвага» завершена. Шеф-редактор отдела спецпроектов Марина Маленькая надеется, что ее отчет об этом приключении в полной мере раскрыл заявленные тезисы.

Резюмируя наш трип, делаю следующие выводы:

— ближайшая покупка – это спальник. Или зарядник для аккумулятора. Или аккумулятор.

— я ненавижу джипинг. (Палыч тоже).

— хороших людей всё же много! И некоторые из них ненормальные 😉

Пы. Сы. За время написания этого поста Палыч уже выкорчевал Ниву и вернулся, но об этом он уже сам расскажет 😉

© Марина Маленькая